9. Услуги детям-инвалидам и детям раннего возраста, имеющим проблемы в развитии
- Кто имеет право на социальное обслуживание?
- Какие существуют формы социального обслуживания?
- помощь в приеме пищи (кормление);
- смена подгузников и абсорбирующего белья лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- вызов врача на дом, в том числе запись на прием к врачу;
- обеспечение кратковременного присмотра за детьми.
- консультирование по социально-медицинским вопросам;
- систематическое наблюдение за получателем социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии его здоровья;
- выполнение процедур, связанных с организацией ухода, лицам не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход.
- социально-психологическое консультирование (в том числе по вопросам внутрисемейных отношений);
- социально-психологический патронаж.
- консультирование получателя социальных услуг и(или) его ближайшего окружения по вопросам социальной реабилитации;
- обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами.
- содействие родственникам получателя социальных услуг в нахождении работы по гибкому графику.
- оказание помощи в оформлении документов и восстановлении утраченных документов получателя социальных услуг;
- оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);
- оказание помощи в защите прав и законных интересов получателя социальных услуг.
- обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
- содействие в получении лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством;
- содействие в организации санаторно-курортного лечения или оздоровительного отдыха, предоставляемого в соответствии с действующим законодательством;
- консультирование по вопросам оборудования специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого получателем социальных услуг (для инвалидов (детей-инвалидов), имеющих стойкие расстройства опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, умственные отклонения);
- содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации, предоставляемыми в соответствии с действующим законодательством либо за счет средств получателя социальных услуг.
- обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами;
- обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам;
- помощь в одевании и переодевании лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- смена подгузников и абсорбирующего белья лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход.
- консультирование по социально-медицинским вопросам;
- систематическое наблюдение за получателем социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии его здоровья (услуга для полустационарной формы с периодом пребывания свыше 4 часов);
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (в том числе с использованием реабилитационного оборудования);
- проведение занятий по адаптивной физической культуре.
- социально-психологическое консультирование (в том числе семейное консультирование);
- социально-психологический патронаж;
- проведение социально-психологических тренингов.
- консультирование получателя социальных услуг и(или) ближайшего окружения получателя социальных услуг по вопросам социальной реабилитации;
- социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
- социально-педагогический патронаж (услуга для полустационарной формы с периодом пребывания свыше 4 часов);
- консультирование ближайшего окружения ребенка по развитию игровой и продуктивной деятельности (услуга для полустационарной формы с периодом пребывания свыше 4 часов);
- обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями социальных услуг, получателями социальных услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в том числе за детьми-инвалидами;
- проведение логопедических занятий;
- организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности;
- формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
- проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом (сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, социально-бытовая ориентация, изодеятельность, арт-терапия, игровая деятельность, музыкальные занятия, спортивные, досуговые, экскурсионные мероприятия), в том числе групповых;
- оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности (услуга для полустационарной формы с периодом пребывания свыше 4 часов);
- организация досуга (в том числе сопровождение на социокультурные мероприятия).
- оказание помощи в оформлении документов и восстановлении утраченных документов получателя социальных услуг;
- содействие в оформлении документов, необходимых для помещения в стационарную организацию социального обслуживания (услуга для полустационарной формы с периодом пребывания свыше 4 часов);
- оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);
- оказание помощи в защите прав и законных интересов получателя социальных услуг (услуга для полустационарной формы с периодом пребывания до 4 часов).
- консультирование по вопросам социально-средовой реабилитации;
- обучение навыкам социально-средовой ориентации (в том числе самостоятельному передвижению, включая изучение жизненно важных маршрутов передвижения);
- обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
- обучение навыкам (поддержание навыков) поведения в быту и общественных местах;
- организация коммуникативного пространства и коммуникативных ситуаций по месту проживания (получения социальных услуг);
- консультирование по вопросам оборудования специальными средствами и приспособлениями жилого помещения, занимаемого получателем социальных услуг (для инвалидов (детей-инвалидов), имеющих стойкие расстройства опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, умственные отклонения);
- содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации, предоставляемыми в соответствии с действующим законодательством либо за счет средств получателя социальных услуг;
- консультирование по вопросам самообслуживания и социально-бытовой адаптации.
- обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами;
- обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами;
- обеспечение питанием согласно утвержденным нормативам;
- помощь в приеме пищи (кормление);
- помощь в одевании и переодевании лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- смена подгузников и абсорбирующего белья лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- сопровождение в туалет или высаживание на судно лиц, не способных по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- мытье (помощь в мытье) лиц, не способных по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- стрижка волос (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- сопровождение на прогулках;
- помощь при подготовке вещей для выезда на отдых за пределы города (в стационарной форме с предоставлением постоянного проживания);
- оповещение родственников (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- организация (содействие в оказании) ритуальных услуг (в стационарной форме с предоставлением постоянного проживания).
- консультирование по социально-медицинским вопросам;
- систематическое наблюдение за получателем социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии его здоровья;
- выполнение процедур, связанных с организацией ухода, лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход;
- обеспечение приема получателем социальных услуг лекарственных средств в соответствии с назначением врача;
- содействие в получении медицинской помощи в соответствии с действующим законодательством (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни;
- проведение лечебно-оздоровительных мероприятий (в том числе с использованием реабилитационного оборудования);
- проведение занятий по адаптивной физической культуре;
- санитарная обработка (обработка волосистых поверхностей тела дезинфицирующими растворами от педикулеза, помывка) (в стационарной форме с предоставлением постоянного проживания);
- профилактика образования пролежней, проведение обработки пролежней (в стационарной форме с предоставлением постоянного проживания).
- социально-психологическое консультирование (в том числе семейное консультирование);
- социально-психологический патронаж;
- проведение социально-психологических тренингов.
- консультирование получателя социальных услуг и(или) ближайшего окружения получателя социальных услуг по вопросам социальной реабилитации;
- социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование;
- социально-педагогический патронаж (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- консультирование ближайшего окружения ребенка по развитию игровой и продуктивной деятельности;
- консультирование по организации учебной деятельности несовершеннолетнего в домашних условиях (в стационарной форме с предоставлением пятидневного (в неделю) проживания);
- проведение логопедических занятий;
- формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга);
- проведение занятий в соответствии с разработанным индивидуальным социально-педагогическим планом (сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность, социально-бытовая ориентация, изодеятельность, арт-терапия, игровая деятельность, музыкальные занятия, спортивные, досуговые, экскурсионные мероприятия), в том числе групповых;
- оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности;
- организация досуга (в том числе сопровождение на социокультурные мероприятия);
- организация летнего отдыха (в стационарной форме с предоставлением постоянного проживания);
- чтение журналов, газет, книг.
- проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам (в стационарной форме с предоставлением пятидневного (в неделю) проживания);
- профессиональная ориентация (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- организация обучения в трудовых мастерских (в стационарной форме с предоставлением временного проживания);
- организация помощи в получении образования, в том числе профессионального образования, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- содействие в получении образования и(или) профессии (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания).
- оказание помощи в оформлении документов и восстановлении утраченных документов получателя социальных услуг (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- содействие в получении полиса обязательного медицинского страхования (в стационарной форме с предоставлением постоянного проживания);
- содействие в привлечении к уголовной ответственности подозреваемых в психическом и физическом насилии над получателем социальных услуг (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- содействие в оформлении документов, необходимых для помещения в стационарную организацию социального обслуживания;
- подготовка документов в государственные или муниципальные органы, организации и(или) суды (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- контроль соблюдения имущественных прав получателя социальных услуг (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- оформление сберегательных вкладов (в стационарной форме с предоставлением постоянного проживания);
- содействие в восстановлении утраченного (сохранении занимаемого) жилья, наследства (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно);
- оказание помощи в защите прав и законных интересов получателя социальных услуг.
- консультирование по вопросам социально-средовой реабилитации (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- обучение навыкам социально-средовой ориентации (в том числе самостоятельному передвижению, включая изучение жизненно важных маршрутов передвижения);
- обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
- обучение навыкам (поддержание навыков) поведения в быту и общественных местах;
- организация коммуникативного пространства и коммуникативных ситуаций по месту проживания (получения социальных услуг) (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- содействие в получении лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- содействие в организации санаторно-курортного лечения или оздоровительного отдыха, предоставляемого в соответствии с действующим законодательством (в стационарных формах с предоставлением постоянного и пятидневного (в неделю) проживания);
- содействие в обеспечении техническими средствами реабилитации, предоставляемыми в соответствии с действующим законодательством либо за счет средств получателя социальных услуг;
- консультирование по вопросам самообслуживания и социально-бытовой адаптации.
- Что необходимо сделать для получения социального обслуживания?
- Родитель или законный представитель ребенка-инвалида подает заявление и необходимые документы в районное бюро Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Центр организации социального обслуживания» (СПб ГКУ «ЦОСО»).
- СПб ГКУ «ЦОСО» определяет нуждаемость ребенка в получении социальных услуг.
- СПб ГКУ «ЦОСО» составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ) с указанием списка поставщиков социальных услуг.
- Из списка поставщиков социальных услуг родитель (законный представитель) выбирает организацию, которая будет оказывать услуги, и заключает с ней договор на социальное обслуживание.
Дети-инвалиды, нуждающиеся по медицинским показаниям в постоянной или периодической посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой способности к самообслуживанию, а также дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие проблемы в развитии.
Социальное обслуживание на дому направлено на улучшение жизни детей-инвалидов и их семей, развитие способностей детей-инвалидов к самостоятельному проживанию и общественной деятельности. Специалисты обеспечивают кратковременный присмотр за детьми, сопровождают на прогулках, содействуют в организации и проведении социально-реабилитационных мероприятий, проводят консультации для членов семей детей-инвалидов по вопросам повседневного ухода и заботы.
Социальное обслуживание на дому осуществляется социальными работниками и включает в себя следующие услуги (конкретная услуга включается в индивидуальную программу предоставления социальных услуг в зависимости от нуждаемости заявителя):
Социальное обслуживание в полустационарной форме направлено на развитие самостоятельности ребенка-инвалида, привитие навыков повседневной жизни, формирование навыков общения со сверстниками, коррекцию поведения ребенка, развитие навыков адаптации в обществе. Услуги детям предоставляют квалифицированные специалисты: психологи, логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, инструкторы по реабилитации инвалидов, инструкторы по лечебной физкультуре. Для родителей проводятся консультации психологов по вопросам детско-родительских отношений. Также проводятся консультации по вопросам воспитания, обучения и медицинской реабилитации детей-инвалидов.
Для детей раннего возраста (от 0 до 3 лет), имеющих проблемы в развитии, осуществляется комплекс мероприятий социальной абилитации, в том числе психологическая и дефектологическая помощь, массаж, занятия лечебной физкультурой, водные процедуры. Организуются праздники, проводятся занятия по развивающим программам с использованием игровых элементов.
Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного пребывания в центрах социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов и иных специализированных организациях социальной сферы и включает в себя следующие услуги (конкретная услуга включается в индивидуальную программу предоставления социальных услуг в зависимости от нуждаемости заявителя):
Социальное обслуживание в стационарной форме (уход с предоставлением временного, постоянного и пятидневного (в неделю) проживания) направлено на оказание разносторонней социальной помощи детям-инвалидам, нуждающимся по медицинским показаниям в постоянном постороннем уходе, на социализацию и приспособление детей к внешней жизни, а также на повышение социального статуса детей для дальнейшей успешного функционирования в качестве полноценного члена общества.
Стационарное социальной обслуживание осуществляется в домах-интернатах и других учреждениях социального обслуживания и включает в себя следующие услуги (конкретная услуга включается в индивидуальную программу предоставления социальных услуг в зависимости от нуждаемости заявителя):